Наука

Ученые: собаки отличают случайные действия человека от преднамеренных

russia-novosti. Новости о политике, финансах и недвижимости

Германские исследователи нашли новые свидетельства в пользу высокого собачьего интеллекта, выяснив, что собаки способны понимать, являются ли действия человека преднамеренными или случайными, даже если результат этих действий внешне одинаков. Статья об этом опубликована в журнале Scientific Reports.

«Наши результаты представляют важные предварительные свидетельства того, что собакам присущ по крайней мере один аспект разумного поведения: способность распознавать намерение в осуществляемом действии», — пишут авторы статьи, отмечая, что в число других животных, демонстрирующих похожие способности, включают также шимпанзе, говорящих серых попугаев жако и лошадей.

Предыдущие исследования уже показали, что собаки могут улавливать человеческие намерения, чтобы понять, когда можно брать еду, и нужно ли реагировать на указывающие жесты. Кроме того, многие собаки реагируют на определенные сигналы, говорящие им о предстоящих действиях, например, когда хозяин со стены снимает поводок. Однако оставалось неясным, действительно ли они могут интерпретировать внутренние человеческие намерения.

Ученые попытались решить эту проблему, прося экспериментаторов передавать лакомство собаке через щель в экране. В первом случае экспериментатор пытался предложить собаке угощение, но «случайно» ронял его со своей стороны экрана и говорил «упс!». В другом случае попытка предложить угощение проваливалась из-за узкой щели. В третьем случае экспериментатор предлагал угощение, но затем внезапно забирал его назад и говорил «ха-ха!».

Во всех трех случаях собаки по какой-то причине не получали лакомство, однако они должны были понять, намеренно или случайно их лишали угощения. В результате просмотра видеозаписей поведения 51 собаки ученые сделали вывод, что дольше всего животные оставались со своей стороны экрана в случае внезапного изъятия кусочка, а не в двух других ситуациях. Кроме того, в последнем случае они с большей вероятностью переставали вилять хвостом и садились или ложились, изображая печаль.